Сантьяго Де Куба
Кладбище Санта-ИфигенияКладбище Санта-Ифигения (Cementerio Santa Ifigenia) находится в Сантьяго де Куба на проспекте Кромбет (Ave. Crombet).
С XVI века на Кубе погребение умерших традиционно проводили во внутренних дворах церквей, а важных церковных деятелей, военных, высоких политических или общественных личностей хоронили во внутренних помещениях соборов.
В конце XVII века был издан королевский указ об упорядочении строительства кладбищ во избежание распространения заразных болезней, бушевавших в то время.
Первое кладбище (Святой Ифигении) города Сантьяго было открыто в 1826 году. Оно было построено в восточной зоне города, где сейчас проходят улицы el Hospital Materno Sur, Trinidad и Victoriano Garzоn. Но этого места оказалось недостаточно, так как значительно выросло число жителей, а холера и желтая лихорадка продолжали косить население острова.
Другое кладбище было торжественно открыто в феврале 1868 года в северо-западной части города и названо общим кладбищем Святой Ифигении (de Cementerio General de Santa Ifigenia).
22 апреля этого года состоялись первые погребения, хотя в некрополе встречаются могильные плиты, датируемые ранними годами – это перезахоронения с более древних кладбищ.
Cementerio de Santa Ifigenia не только хранит монументальные произведения искусства, выполненные в граните, мраморе и других материалах. Это прежде всего место покоя людей, среди которых легендарные личности – Хосе Марти и Карлос Мануэль Сеспедес.
Хосе Марти создал Кубинскую революционную партию, поднял на Кубе восстание против испанцев, но во время одной из стычек с колониальными войсками был убит. Восстание после его смерти не прекратилось. В отрядах повстанцев сражались даже трое русских.
Хосе Марти для кубинца - символ свободы и независимости. Память его чтят все — и сторонники нынешнего режима, и его противники. Мемориал национальному герою построили еще при бывшем диктаторе Батисте.
Мавзолей, посвященный национальному герою Кубы Х.Марти – одно из самых посещаемых мест. Этот памятник высотой 24 метра был торжественно открыт 30 июня 1951 года. Каждый час у входа в мавзолей происходит торжественная смена почетного караула.
Патриоты со всего острова свободы привозят горсть земли на могилу героя.
Карлос Мануэль де Сеспедес — первый кубинец, поднявший народ на борьбу против испанцев и первый из кубинских плантаторов, кто освободил своих рабов. В 1874 г., во время 10-летней войны за независимость Кубы, Сеспендес был взят в плен и казнен. Именем национального героя в Сантьяго назван городской парк. Кубинцы называют Сеспедеса «отцом нации» и его могила тоже одна из самых посещаемых.
Пантеон Мучеников Революции (panteon de los Martires de la Revolucion), пантеон павших защитников (panteon de los Caidospor la Defensa), могилы Томаса Эстрада Пальма, Доминга Монкада – гордость и ценность кладбища Святой Ифигении.
Cementerio de Santa Ifigenia было призанано национальным памятником 7 февраля 1937 года и потом ратифицировано таковым 20 мая 1979 года революционным правительством Кубы.
Кладбище Святой Ифигении открыто для посетителей с 8.00 до 18.00.
Гран-ПьедраНациональный парк Гран Пьедра (Parque la Gran Piedra) находится на северо-востоке от города Сантьяго де Куба. Его площадь составляет 3357 гектаров.
Название парка происходит от находящейся здесь огромной скалы, о происхождении которой до сих пор спорят геологи. Самое высокое место этого района (1225 метров над уровнем моря) является последствием давным-давно упавшего метеорита по мнению одних ученых или результатом взрыва подводного вулкана по мнению других. «Большой камень» («la Gran Piedra») имеет размеры 51 метров длины, 25 высоты и 30 ширины. Эта скала занесена в книгу рекордов Гиннеса как занимающий третье место по величине природный монолит.
Восхождение на остроконечную вершину Большого камня осуществляется по 452 ступеням. По пути турист может оценить огромное разнообразие растительного мира Гран-Пьедра, красоту пейзажей. На вершине путникам открывается великолепный вид: с юго-восточной стороны хорошо различается побережье парка Баканао с пляжами и гостиницами. С другой стороны видны высотки Сантьяго и десятки разрушенных плантаций кофе, посаженных французскими эмигрантами в XIX веке, находящиеся на территории парка. Одна из плантаций (Isabelita) восстановлена и ввиду своей исторической ценности превращена в музей.
Флора и фауна парка Gran Piedra восхищает своим разнообразием и красотой. Здесь можно увидеть экзотических птиц cartacubas, ястребов-перепелятников и tocororo – национальную птицу Кубы.
Флора представлена 222 видами папоротников и 352 видами орхидей. Кипарисы, эвкалипты, сосны, плодовые деревья: яблони и персиковые деревья – все эти деревья растут по всему парку. Ботанический сад на километровой территории выращивает редкие виды георгин, магнолий.
Исторический музей 26 июляВ восточной части городского центра Сантьяго можно осмотреть «Исторический музей 26 июля», разместившийся во второй по величине – после Колумбии в Гаване – крепости (казарме Монкада (Moncada)), построенной в 1859 году.
В 1953 году в казармах Монкада размещался военный полк солдат Батисты. Moncada была второй военной крепостью страны.
Группа молодых людей под руководством Фиделя Кастро решились на штурм казарм, надеясь начать восстание в Сантьяго де Куба – столице восточной провинции страны. Удаленность от Гаваны, окружение местности горами – все это должно было способствовать успеху проекта.
План нападения был разработан Фиделем в абсолютном секрете. Подробности знали только он и Абэль Сантамариа. Между тем члены революционного движения (к началу 1953 года это 1200 человек) были достаточно целеустремленными и фанатичными в идее освобождения Кубы от правительственного террора. Оружие, форма и средства для борьбы были приобретены группой исключительно по личным взносам самих бойцов: кто-то продал жилье, кто-то расстался с бизнесом, некоторые принесли в жертву многолетние сбережения.
Военное обучение и практика в стрельбе проходили в Университете Гаваны, охотничьем клубе, в различных местах Гаваны и Пинар дель Рио. Небольшая птицеферма в окрестности Сантьяго была местом тайной явки молодых революционеров, складом оружия и штабом.
Днем атаки был выбран день 26 июля – воскресный карнавал – праздник, на котором обычно присутствовали люди с различных точек острова, так что присутствие молодых людей из разных провинций не вызвало бы подозрений.
На рассвете этого дня 135 бойцов, переодетых в форму правительственной армии приготовились к атаке. Они были организованы в три группы. Первая, руководимая Фиделем Кастро, должна была атаковать крепость Монкада, группы под руководством Абэля Сантамариа и Рауля Кастро старались бы захватить два смежных с казармами здания: городскую больницу и дворец правосудия.
Группы, руководимые Абэлем и Раулем, исполнили план, а группа Фиделя неожиданно столкнулась с патрулем. Это спровоцировало небольшую перестрелку, которая в свою очередь быстро мобилизовала гарнизон. Борьба установилась вне казармы, а налетчики оказались в проигрышном положении: солдаты правительства были наверху крепости, а повстанцы в рытом окопе внутри нее.
Штурм казарм Монкада завершился полным поражением. Многие повстанцы были убиты, остальные арестованы. Среди арестованных был Фидель Кастро.
Сейчас Музей революции, расположенный в левом крыле крепости (вход со стороны C. Gen. Portuondo), напоминает об этом бурном времени. Следы от пуль в фасаде казармы выглядят очень ухоженными. Экспозиция музея посвящена событиям, произошедшим 26 июля 1953 года и последующим репрессивным действиям правительственной армии. Остальная часть сооружения используется как школа.
Музей открыт: понедельник - суббота 9.00-17.00, воскресенье 9.00-13.00.
Гранхита СибонейНе доезжая до поселка Сибоней, в 13 км от Сантьяго, находится одно из революционных святилищ Кубы и непременный пункт экскурсионных программ – «Гранхита Сибоней» («Granjita Siboney»).
«Гранхита Сибоней» - место, которое выбрали члены революционной боевой группы «Движение 26 июля» под руководством Фиделя Кастро, чтобы под видом птицефермы установить лагерь. Здесь собрались бойцы, привезли автомобили и боевое снаряжение, которое использовалось бы в борьбе против тирании правительства Батисты.
Эрнесто Тисоль (один из начальников революционного движения) был официальным покупателем фермы «Granjita Siboney», а Ренато Гитарт Россель - другой член боевой группы - взялся за то, чтобы делать вид, что она используется в выращивании птенцов. Местные жители (крестьянская беднота) очень любопытствовали, почему такие молодые и симпатичные молодые люди рьяно взялись за фермерское дело.
Сложность бала в том, что здание стояло прямо у дороги, поэтому красным партизанам, переправлявшим сюда оружие, надо было пробираться, соблюдая все меры предосторожности, чтобы их не обнаружили патрули.
«Гранхита Сибоней» открыла свои двери как музей 23 июля 1965 года.
Музей собрал ценные документы, свидетельства и личные объекты революционных налетчиков Казармы Moncada. В помещениях фермы представлены фотографии, оружие и личные вещи бойцов, оригинальная мебель и газеты той эпохи.
Ввиду исторической ценности «Гранхита Сибоней», которую она представляет, 10 октября 1978 года национальная Комиссия Памятников признала ее Национальным Памятником.
Музей «Гранхита Сибоней» открыт ежедневно с 9.00-17.00.
Дом-музей Антонио МасеоВ северной части города Сантьяго де Куба находится дом-музей генерала Антонио Масео (El Museo Casa Natal Antonio Maseo Grajales) – выдающегося патриота Кубы.
Еще в детстве Антонио Масео (1845-1898) – потомка венесуэльских и доминиканских кровей - можно было назвать хорошим всадником. Отец семейства Масео - Маркос - научил своих сыновей этому искусству наряду с навыками фехтования и стрельбы.
В 1868 году Антонио Масео Грахалес со своими братьями присоединился к освободительному движению Кубы. Его острый ум, революционная одержимость, талант военного стратега доказаны в боях. На счету генерала участие в 800 военных действиях и 26 шрамов на теле. Масео был горячей головой: во время одной из операций он бросился с крошечной армией из 1400 добровольцев на испанцев, которых было едва ли не 182 тысячи человек – и победил!
Родной дом Антонио Масео был объявлен национальным памятником 6 декабря 1978 года
Здание отличается простым фасадом с большой дверью и двумя окнами, защищенными старыми (оригинальными) решетками.
Дом выдержан в стиле колониальной архитектуры середины XIX века. Строительные материалы для наружных стен – это грязь и цемент с использованием метода обмазывания глиной. Полы и внутренние стены выполнены из креольского кирпича, а крыша из креольской кровельной черепицы.
4 зала музея и внутренний двор собрали коллекцию родового имущества, среди которых самые ценные – объекты и документы, принадлежащие генералу Антонио Масео. Стеклянные витрины хранят сочинения и письма, проникнутые антирасистскими, гуманистическими мыслями, идеями о независимости Кубы.
Музей открыт для посещения с 9.00 до 17.00
Парк БаканаоБольшой природный парк Баканао (El Parque Baconao) находится приблизительно в 20 км от Сантьяго де Кубы и лежит между горами Сьерра-Маэстра и Карибским морем. Его полная поверхность составляет 92,360 гектара. В 1987 году он был объявлен ЮНЕСКО Заповедником биосферы.
Имя Baconao происходит от имени туземного ребенка, который жил на юге Кубы еще в доколумбийскую эпоху. Легенда рассказывает, что мальчик часто сидел под деревом, называемом bacona, и играл музыкальные мелодии на раковинах улиток. Все в городе были очарованы этим и думали, что умение производить музыку из улитки были даны деревом. Поэтому, они начали называть ребенка Baconao. В один день, мальчик ушел из города и никогда больше не возвращался. Поселенцы решили, что магия ребенка осталась в деревьях, и с течением времени начали называть эту зону Baconao.
Красивый в своей естественности парк Баканао имеет много интересных мест для осмотра.
Район «Большой камень» - это большой блок скалы вулканического происхождения, размеры которого составляют 51 м длины, 25 м высоты и 30 м ширины, с весом, оцененным в 63 тысячи тонн. У посетителей есть возможность подняться по 459 каменным ступеням до вершины скалы и остановиться в 1,234 метрах над уровнем моря, чтобы полюбоваться панорамным видом. Говорят, что в темную ночь здесь можно увидеть свет Ямайки.
Долина Доисторической эпохи представляет на обозрение посетителей представителей древней фауны – динозавров. Сделанные из камня в натуральную величину, они смотрятся в естественной природной обстановке как очень реальными, так и волшебными.
Весьма любопытен музей земного транспорта в Баканао, где собрано около двух тысяч транспортных средств в миниатюре, а рядом - выставка древних автомобилей реального размера.
На территории парка есть восхитительный аквариум, который знакомит туристов с морскими обитателями Карибского моря. Дельфины и тюлени дают веселые представления для зрителей. Чем еще может удивить этот аквариум, так это 30-метровым туннелем под морем, где за прозрачными стенами можно увидеть морскую фауну в ее естественной среде.
Приятно завершить прогулку по парку может Лагуна Баканао. Здесь находится колоритная деревенька местных жителей. Конец осмотра можно провести в Coralia Club Bucanero и Club Amigo Carisol Los Corales – ресторанах, предлагающих традиционную кубинскую кухню с типичными блюдами (жареная свинина и рис с черной фасолью), а так же восхитительное кофе molido, процеженное древним способом.
Музей карнавалаВ Сантьяго де Куба на улице Эредиа (Heredia) находится уникальный музей карнавала (Museo del Carnaval). Здание музея было построено в середине 18 века.
Песни, танцы и культурные традиции, принесенные на Кубу африканскими рабами, пережили жизненные вехи и развились в каждом уголке Карибского острова.
Многие моменты этого фольклора присутствуют на известных карнавальных празднествах, которые спонсируются культурными учреждениями города с целью сохранения исторических традиций, которые являются частью кубинской культуры.
В 7 залах Museo del Carnaval выставлено около 300 экспонатов, рассказывающих об истории костюмированных шествий на Кубе. Прекрасные или вызывающие ужас маски, сложные и дорогие костюмы, музыкальные инструменты, плакаты и фотографии – все эти экспонаты позволяют составить впечатление о красоте и праздничной атмосфере, царившей в карнавальные дни в Сантьяго.
На открытом дворике позади музея для туристов периодически выступают фольклорные коллективы, которых в городе – великое множество. Большинство групп не имеют постоянного помещения и кочуют с площадки на площадку. Танцы таких ансамблей основаны на кубинской карнавальной традиции. Но есть в их репертуаре и жанровые танцы, воссоздающие, например, картины жизни рабов на плантациях. Многие артисты исполняют ритуальные пляски жрецов культа сантерия. Сантерия — своеобразный синтез католицизма и африканских культов, которые принесли на остров черные невольники.
Музей работает: вторник - воскресенье 9.00-17.00. С 17.00 – афрокубинский фольклор и румба.
Парке-де-СеспедесЦентральная площадь старого города носит имя борца за свободу Карлоса Мануэля де Сеспедеса.
Парке-де-Сеспедес (Parque de Cespedes) – одна из красивейших площадей Сантьяго – видела все важнейшие события Кубы. Здесь у испанцев находился «центр управления» колонией, здесь же в 1898 году они вынуждены были официально признать капитуляцию перед США; Куба была последней колонией Испании.
1 января 1959 года на каменных плитах этой площади Фидель Кастро провозгласил победу революции.
Сегодня тенистая площадь, без сомнения, - самое оживленное место города и с ее каменными скамьями кажется скорее мирной и спокойно-раздумчивой. По выходным дням дети катаются здесь в маленьких повозках, в которые запрягают козочек.
Сквер окружен зданиями, представляющими большую архитектурно-историческую ценность: дом-музей Диего Веласкеса, Городской собор, бывшее аюнтамьенто (ayuntamiento) – городской совет, где сейчас размещается правительство провинции.
На площади доминирует собор, ставший символом Сантьяго. Построенный в 1528 году, он был разрушен землетрясением в 1678 году, а восстановленный в 1762 году храм сожгли англичане. Новые разрушения принесло землетрясение в 1852 году. В надежде на спокойное будущее собор в начале ХХ века восстановили от самого фундамента. Особенно хороши резные скамьи большого хора из ценной древесины.
В соборе похоронен Диего Веласкес.
Вход открыт ежедневно 8.00-12.00 и 17.00-19.00. Богослужения проходят в 18.00, воскресные службы в 9.00 и в 18.30.
В мэрии (ayuntamiento) заседают представитель народной власти (poder popular). В первый день 1959 года на средний балкон этого здания вышел вождь повстанцев Кастро и провозгласил конец эры Батисты.
Диего Веласкес, основатель города и первый губернатор, с 1522 года тоже имел резиденцию на площади Сеспедеса. Его дом в андалузском стиле принадлежит к старейшим из сохранившихся на Кубе.
С 1971 года в нем размещается колониальный музей. Тема экспозиции – бытовая культура XVIII-XIX вв. Ценная мебель и декор помогают составить впечатление роскоши, которую могли себе позволить аристократы-плантаторы за счет богатых урожаев кофе и сахарного тростника, за счет добычи меди. Один из самых интересных экспонатов - tinajero – фильтр для воды из пористого известняка в оправе красного дерева.
Музей работает с понедельника по субботу 9.00-17.00, в воскресенье 9.00-13.00
Кастильо-де-Сан-Педро-дель-МорроКастильо-де-Сан-Педро-дель-Морро (Castillo de San Pedro de la Roca del Morro) – крепость, находящаяся недалеко от порта Сантьяго. Это военное сооружение в римском стиле, с двумя слепыми рвами и двумя трехъярусными бастионами было построено в XVII веке.
Крепость должна была препятствовать нападениям пиратов. И хоть они наведывались в Сантьяго не часто — береговая артиллерия заставляла держаться на почтительном расстоянии от города – все же морские разбойники перехватывали галеоны на дальних к нему подступах. Были и такие, кого не смогли остановить пушки. Так в 1554 году французский пират Франсуа ле Клерк в течение месяца владел городом, но, получив выкуп 80000 песо, убрался из Сантьяго.
В 1638 году губернатор города Сантьяго Педро де ла Рока, посоветовавшись с военным инженером Хуаном Баутистом Антонельи, приказал построить каменную крепость с четырьмя бастионами. В 1662 году, когда del Morro была почти построена, к ее стенам явился сэр Кристофер Мингс - английский пират, под началом которого служил сам Генри Морган, тогда еще начинающий флибустьер. Команде удалось захватить шесть кораблей и наполнить их трюмы богатыми трофеями, добытыми в городе.
В 1662 году английская эскадра, избегая противостояния с бастионами Эль Моро, высадилась в четырех километрах от нее и завладела городом. Замок тоже был захвачен, разрушены деревянные каркасы строения.
Именно это нападение повлекло за собой перестройку и расширение крепости. Между 1663 и 1669 годами инженерами Хуаном Кискара Ибаньес, Хуаном Кискара Рамиресом и Франсиско Пересом были спроектироавны и добавлены защитные стены. Два крыла укреплений были названы Звезда ( la Estrella) и Святая Каталина (Santa Catalina). Эти нововведения провалили попытку захвата города французской эскадрой в 1678 году.
Землетрясения 1675 и 1692 годов нанесли существенный вред Кастильо-де-Сан-Педро-дель-Морро, поэтому между 1738-1740 годами под управлением инженера Франсиско Переса были осуществлена реконструкция крепости.
После новых землетрясений 1757-1766 годов архитекторы Хуан Мартин Серменьо и Франсиско Кальдерин создали нынешний облик del Morro.
Начиная с 1775 года la Estrella и del Morro исполняли уже не военные функции, а до XIX века были политическими тюрьмами города.
6 декабря 1997 года на XXI собрании ЮНЕСКО Кастильо-де-Сан-Педро-дель-Морро был признан культурным и историческим наследием человечества.
Теперь в залах крепости размещается единственный в мире музей пиратов, где собраны старинные карты и модели кораблей, а также оружие и боеприпасы. В оружейной палате можно увидеть приспособление, с помощью которого тяжелые железные ядра с деревянного помоста поднимались к жерлу.
Музей открыт: понедельник - пятница 9.00-17.00, суббота - воскресенье 9.00-16.00
Музей БакардиВ 1899 году в Сантьяго-де-Куба Дон Эмилио Бакарди основал музей (Museo Emilio Bacardi), посвященный археологии, колониальному искусству и истории города.
Сначала музей разместили в здании Муниципальной библиотеки, но всем было очевидно, что условия этого помещения никак не подходят для хранения экспонатов. Будучи мэром города, Бакарди стремился найти необходимую сумму в городском бюджете. Но как только начались реальные продвижения в разрешении «квартирного вопроса» музея, дон Эмилио умер.
Спустя месяц (сентябрь 1922 года) горордскими властями создался комитет, собравший необходимую сумму на строительство здания музея. Архитектурный проект реализовал Карлос Сегрера, а директор Хосе Боффиль сказал, что они постарались воплотить идею Эмилио Бакарди о музее – образце истории и культуры города.
С декабря 1944 года, когда был назначен новый руководитель Фернандо Боитэль Хамбу, музей стал центром образования, где организовывались временные экспозиции, издавались каталоги, проходили многочисленные курсы, конференции, семинары. Начались еженедельные образовательные экскурсии для школьников.
После победы революции на Кубе музей Бакарди едва не закрылся из-за недостатка финансирования. Пройдя тяжелые времена, в 1989 году он закрылся на реставрацию. Лишь 25 июля 1995 года двери обновленного по современным технологиям музея были открыты.
Сегодня 6 залов музея Баккрди вмещают ценные образцы преколумбийской культуры, национального искусства и кубинской истории.
1 этаж музея посвящен истории. Здесь можно увидеть доспехи испанских конкистадоров, осмотреть коллекцию оружия. Некоторые предметы можно подержать в руках. В музее находятся предметы, предназначенные для обращения с рабами: кандалы, плаха, топор. Экзотическим экспонатом является единственная на Кубе египетская мумия, приобретенная руководством музея в середине XIX века.
Здесь же на первом этаже можно увидеть предметы индейцев Южной Америки: статуэтки, украшения из металлов и перьев, предметы их быта.
2 этаж музея собрал предметы кубинского искусства: картины, скульптуры. Так, скульптура Сантьяго Апостол, приобретенная когда-то Эмилио Бакрди, является ценным историческим наследием кубинцев.
Музей работает:
Вт.-сб. 8.00-11.00, 14.00-18.00, вс. 8.00-12.00.
Вернуться к описанию страны
|